Крюк — универсальное захватное средство, которое широко применяют как рабочий орган грузоподъемного механизма в качестве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных приспособлений.
Конструктивно, по форме крюки выполняют однорогими и двурогими. По способу исполнения крюки подразделяют на кованые и штампованные, а также сборные и сварные, набранные из пластин (пластинчатые). Кованые (штампованные) крюки могут быть двух типов:
- с коротким хвостовиком
- с длинным хвостовиком.
Эти крюки изготавливают из стали 20 или 20Г.
Однорогие пластинчатые крюки предназначены для литейных кранов, двурогие — для кранов общего назначения грузоподъемностью 40—320 т. Изготавливают пластинчатые крюки из стали 20 и М16С; крюки, эксплуатируемые при температуре ниже —40°С, изготавливают из стали 09Г2С в нормализованном состоянии.
В качестве концевых захватных элементов используют преимущественно крюки кованые или вырезанные из листовой стали, они просты в изготовлении, надежны в эксплуатации. Однако по эксплуатационным свойствам и конструктивным особенностям на предприятиях предпочтение отдают кованым крюкам.
В отдельных случаях применяют крюки специальной формы, которые можно использовать, например, в качестве эксцентриковых захватов.
Захватные приспособления грузоподъемностью до 350 кг целесообразно снабжать облегченными крюками, изготовленными из круглой горячекатаной стали. Технология изготовления таких крюков гораздо проще, чем кованых или штампованных.
Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного приспособления грузозахватного устройства из зева крюка, его снабжают предохранительными устройствами. Такими устройствами не снабжают крюки портальных кранов, работающих в морских портах, кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, а также крюки, на которые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств.
Предохранительным замыкающим устройством, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного захватного приспособления, должны оборудоваться в обязательном порядке крюки грузоподъемных кранов, работающих на монтаже или при транспортировании грузов в контейнерах, бадьях и другой таре, а также при работе с жесткими стропами, захватами.
Крюки грузоподъемных механизмов, захватных устройств и приспособлений должны иметь чистую поверхность без заусенцев, плен, подсеков, острых углов, трещин, закатов и подрезов на чисто обработанной хвостовой части. Резьба крюка не должна иметь сорванных ниток и вмятин. Исправление дефектов крюка заделкой и другими подобными способами не допускается.
Крюки должны иметь правильную форму. Необходимо, чтобы хвостовик и носок крюка лежали в одной плоскости. При транспортировании крюков обработанные части хвостовика и резьбу защищают от повреждения бумагой или тканью, пропитанными консистентной смазкой (ингибированные).
На каждом крюке выбивают заводской номер, грузоподъемность, клеймо ОТК и товарный знак завода-изготовителя. Крюк снабжают паспортом, в котором указывают основную характеристику и данные испытания.
В процессе эксплуатации износ крюка в зеве не должен превышать 10% первоначальной высоты сечения. Крюки деформированные и с отогнутыми рогами бракуют.
Пластинчатые крюки изготавливают из отдельных стальных пластин (СтЗ или сталь 20) толщиной не менее 20 мм, вырезанных по шаблону и склепанных между собой. Пластинчатые крюки менее сложны в изготовлении, не требуют мощного кузнечно-прессового оборудования и более надежны в работе, чем кованые. В зев пластинчатых крюков вставляют бронзовые вкладыши или стальные накладки, защищающие его от истирания и сохраняющие цапфы ковша. Кованые крюки прямоугольной формы и трапецеидального сечения используются часто как концевые элементы строп.